Полвека за похищение
21 февраля 2007 года

На вчерашнем заседании перед оглашением приговора выступил с последним словом Фарит Фатхутдинов. Остальные подсудимые высказались ранее и свою вину признали частично. Обвиняемый Фатхутдинов заявил, что похищение не организовывал и что на него оказывалось давление следствием. Подсудимый пояснил, что с сыном редактора «Вечерки» у него произошел конфликт. Как-то раз они не смогли разъехаться на своих машинах у въезда на стоянку ОАО «Идел-пресс» и поругались. Поэтому, по словам подсудимого Фатхутдинова, он попросил своего приятеля Дмитрия Васильева (тоже подсудимый) «поговорить с парнем», а тот неизвестно зачем его похитил. В довершении всего подсудимый заметил судье, что суровый приговор может неблагоприятно сказаться на судьбе его семьи.
Через два часа председательствующий огласил приговор. Он напомнил, что Фариту Фатхутдинову, а также Валерию Савинову, Валерию Бакову, Дмитрию Васильеву и Сергею Трифонову инкриминировались тяжкие статьи УК РФ: похищение человека, совершенное из корыстных целей с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, и совершенный организованной группой грабеж с применением насилия. По версии следствия, все было не так, как говорил в последнем слове подсудимый Фатхутдинов. На самом деле он получил заказ на похищение Шамсутдинова-младшего осенью 2004 года от «неустановленных лиц» (такие показания ранее следствию дали другие подсудимые — „Ъ“). За это ему предложили $100 тыс. Обвиняемый Фатхутдинов сколотил бригаду из своих знакомых, пообещав каждому по $20 тыс. Те и похитили сына главреда 21 января прошлого года в 4 утра. Он, приехав из ночного клуба, шел с автомобильной стоянки домой. В одном из дворов парня избили, натянули ему на глаза вязаную шапку, связали руки скотчем и затолкали в машину, отобрав личные вещи. Его трое суток удерживали в частном доме в пригороде Казани привязанным к батарее. Сыну главреда удалось зубами перегрызть веревки и сбежать. После этого весной 2006 года вся преступная группа была задержана.
Судья сообщил, что признает всех подсудимых виновными. Правда, не по всем статьям. Например, Фариту Фатхутдинову он назначил 12 лет лишения свободы, а Валерию Савинову — 11 лет, но снял с них обвинения в грабеже. Председательствующий посчитал, что подсудимые отобрали сотовый телефон у похищенного не из корыстных побуждений, а чтобы по ней их не смогли вычислить оперативники. Наибольший срок получил Дмитрий Васильев, который непосредственно напал на сына главреда и затащил его в машину, — 12 с половиной лет. Обвиняемым Бакову и Трифонову повезло больше — они получили 9,5 и 6 лет лишения свободы соответственно. Всем, за исключением осужденного Васильева, суд определил в качестве места отбывания наказания колонию строгого режима (они ранее уже были судимы — „Ъ“). Адвокаты заявили, что обжалуют приговор, поскольку считают сроки заключения «слишком суровыми».
Кто является заказчиком похищения, так и осталось неизвестным. На предварительном следствии обвиняемый Фатхутдинов давал признательные показания, хоть и противоречивые. То говорил, что организовал похищение по заказу одного из руководителей ОАО «Идел-пресс» (в типографии печатается газета «Вечерняя Казань»), то сообщал, что заказчиком был один из казанских преступных авторитетов. Сам главред «Вечерней Казани» Хазбулат Шамсутдинов считает, что поводом для похищения стали публикации в его газете с критикой в адрес республиканского правительства. 30 октября прошлого года прокуратура выделила уголовное дело в отношении «неустановленных заказчиков» в отдельное производство.

Андрей Смирнов, "Ъ - Волга-Урал"